Тотемы

Еще одной из граней проявления универсальной Силы, является понятие «тотема». В одном из словарей приводится вот такое определение:

ТОТЕМИЗМ, комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Даже из этого «определения» вполне понятно, что понятие тотема неразрывно связано с племенем и родом. Когда-то, слово Род – было именем верховного бога древнеславянского пантеона. Т.о., можно понять, что культ тотема связан с представлениями о духах-покровителях и богах.

Бог Род, создатель мира в древнеславянском мифе, разделил племена на несколько групп, связав эти группы с теми или иными животными, растениями или явлениями природы. С тех пор потомки этих племен, так или иначе, организуют свою деятельность вокруг фигуры того или иного животного, силы, могущества, т.е. тотема.

Практика тотемных культов характерна для самых ранних стадий развития родовых общин, когда основателем своего рода люди почитали то или иное животное (реже растение или явление природы).

Особенно сильное развитие, тотемизм получил в Древнем Египте, у североамериканских индейцев и у африканских народов. Сегодня, мы удивительно мало знаем о тотемных верованиях Древней Руси.

Так, можно сказать, что образ медведя тесно связан с образом человека: медведь был когда-то человеком, которого можно увидеть, если снять с медведя шкуру. Он – символ богатырской силы, сексуальной плодовитости, богатства, что широко используется в брачном обряде, любовной магии, лечении бесплодия. Но, связано ли это с первичными тотемными культами? Не ясно.

Есть мнение (В.А. Чудинов), что первыми тотемными животными у древних славян были Мамонт, Лось и Кабан, а культ Медведя развился значительно позднее. Тем более, что изначально Род не был верховным божеством.

Это можно легко понять, если учесть, что для первобытнообщинного строя все-таки характерны матрифокальные отношения, а значит, первые боги должны быть женские. Таким образом, на место первых богов у древних славян претендуют Макожь, затем – Мара и Дева (она же — Лада, Леля, Дана и др.).

Тем не менее, многие исследователи, справедливо полагают, что тотемные культы сформировались много позднее, в те времена, когда общественный уклад склонился в сторону мужского превосходства, и появились мужские божества.

Однако в наше смутное время, почти никто даже не догадывается о том, что творилось в тех далеких временах и о том, кто были наши первопредки. Как мы можем найти свой тотем в условиях смешения не только племен, но и национальностей, рас?

Думается, что вопрос этот нужно ставить несколько глубже: в каком Великом Мифе нужно искать корни нашей родословной? Ответ очевиден – в своем собственном.

Индейские шаманы равнин практиковали тотемные культы, как индивидуально, так и объединяясь в общества, названия которым давались по основному Духу-покровителю: Общество Бизона, Лося и т.д.

Деятельность каждого общества была связана с определенной специализацией, например, шаманы Общества Священного Танца славились лечением травами, а члены общества Медведя чаще прибегали к иным способам врачевания.

Кровь тотемного животного символизировала единство клана, единение его со своим божеством. Основное качество тотема соответствует характеристикам выбранного животного или объекта. К примеру, главным атрибутом льва считается сила, орла — зоркость, лисицы — хитроумие, бобра — конструктивность, черепахи — настойчивость, змеи — преображение, и т. д.

Как считают шаманы, одним из характерных признаков наличия у человека тотемного животного является то, что животные из этого рода принимают его как своего.

Например, если у человека тотемное животное медведь, то медведи его не тронут, а сочтут своим, или если кошка, то все кошки на улице будут к нему подходить и с ним общаться.

Общение с тотемным животным — это очень яркая и характерная черта шаманов, они считают, что когда они сталкиваются с животными из того же рода, их тотемный зверь входит в шамана, как бы овладевая на время его телом, и помогает ему общаться с «собратьями».

Идея своего рода «перевоплощения» прослеживается не только в момент общения с животными, шаман по собственному желанию может призвать своего тотема и, когда тот в него «войдет», шаман получает силу и качества своего тотемного существа.

Это искусство культивировалось и развивалось среди индейцев: шаман перед боем призывал тотем всего племени, если это был медведь или бизон или еще кто, чьи качества могут помочь в бою, и просил его вселиться в воинов, передав им свою силу, ловкость, зоркость и т.д.

Всем, кто связан с тотемами, следует соблюдать особую осторожность в общении. Вас могут не понять вовсе или понять совершенно неправильно люди, принадлежащие к другой тотемической группе. То, что вам кажется «белым», люди другой группы могут воспринимать как «черное», и наоборот.

Но помимо этого есть «родственные» тотемные группы. О том, откуда берется такое родство, существует множество легенд.

Личные тотемы у шамана могут меняться, тотем же клана живет самостоятельной жизнью. Он сам решает помогать ему или гневаться на род, которому он покровительствует. При этом смерть родового тотема означает, конец всего рода принадлежащих ему людей.

В.В. Козлов, А.А. Карамышев «Шаманизм: онтология, психология психотехника»