Шаманские практики. Урок ответственности — часть 1

Сложная паутина отношений, связывающая всех и все – хищников и жертв, – проявляется лучше всего в трофизме или в процессе питания.

Растения преобразуют солнечный свет в энергию, которая затем совершает путешествие внутри пищевой (трофической) цепочки. Растения получают питание из почвы и солнечного света. Кузнечики едят траву. Лягушки едят кузнечиков и так далее.

Энергия передается от жертвы к хищнику. Именно поэтому во многих культурах традиционно считается, что когда человек отведает мяса какого-то зверя, то его энергия и сущность становится частью этого человека.

Любая форма жизни питается одними формами жизни и в свою очередь поедается другими. Это создает прочную и глубокую связь. Каждое ваше действие приводит к потере энергии, которая тратится на дыхание, сохранение в теле тепла и другие естественные функции живых существ.

Поэтому при продвижении энергии по пищевой цепочке к высшим трофическим уровням количество индивидуумов на каждом уровне уменьшается. Никогда не может существовать столько же волков, сколько оленей, или столько же ласточек, сколько насекомых. Хищники всегда пребывают в меньшинстве.

Люди находятся на самой вершине пищевой пирамиды, и это должно заставить нас задуматься. При условии, что мы разоряем землю и истребляем многие виды животных, загрязняем почву и воздух, в каком состоянии оказывается энергия пищи, когда она доходит до нас?

Истребление животных, разрушение среды их обитания, загрязнение окружающей среды, применение пестицидов и т. д. нарушает естественный баланс хищников и их жертв.

Это отражается на состоянии человеческого общества точно так же, как и на мире природы. Подобно отношениям хищника и жертвы в природе, каждый человеческий поступок вызывает реакцию во всех мирах – позитивную или негативную.

Отношения хищника и жертвы должны научить людей тому, что каждое действие влечет за собой ответственность. Существуют отношения за пределами возможностей нашего восприятия и понимания. Большинство древних культур признавали подобную взаимосвязь.

Почиталось любое живое существо, и человеческая жизнь считалась священной не более чем любая другая форма жизни. До начала, во время и после охоты выполнялись особые ритуалы и церемонии. В основе этих ритуалов лежало осознание того, что между человеком и духом животного существует близкая связь.

Во время некоторых ритуалов участники просили разрешения на охоту. Другие ритуалы предназначались для того, чтобы выразить уважение и признательность животным и поблагодарить за пищу.

Люди часто вешали кости животного на деревья или складывали на земле рядом с тем местом, где было убито животное, в знак благодарности и как бы прося прощение за то, что отобрали у него жизнь. Постепенно люди начинают осознавать взаимосвязь всего живого.

Существует много способов, с помощью которых другие формы жизни – животные, растения и минералы – обогащают нашу жизнь. Они обладают утилитарной ценностью, например, дают нам пищу, одежду и тому подобное. Помимо этого они многому нас учат и просто радуют глаз.

Из книги Теда Эндрюса «Язык животных»