Божества Леса. Леший — Гадания и помощники

Издревле повелось у людей верить, что в лес без гостинца отправляться нехорошо. Переступил «порог» дома Лешего — оставь угощение. А если собрался по грибы да ягоды, но не счел должным задобрить Хозяина леса — то с пустым лукошком и выйдешь. Вот, например, какую историю несколько лет назад нам поведала подписчица Ольга Петрова:

«Я в детстве отдыхала у бабушки в деревне, жила в этой же деревне одна странная бабуля, худенькая очень и высокая. Сын к ней приезжал, муж на фронте погиб, она всегда ходила с палочкой, а когда в лес ходила, то за спину вешала короб. Мы маленькими детьми всегда любили за ней наблюдать, и что самое интересное, когда она к лесу подходила, то всегда оставляла хлебушек, что-то шептала, кланялась несколько минут перед лесом, а уже потом заходила. И что вы думаете? Выходила она с полным коробом грибов, притом она там находилась, ну, примерно минут сорок. А нам интересно — мы подходили и говорили, мол, как много грибов, да травки еще какие-то были к поясу привязаны. В деревне поговаривали, что она непростая бабушка, многим помогала. Но то, что она Лешего задабривала — это точно».

Бывали и такие люди, кто ходил в лес не за травами, грибами и ягодами, а за предсказаниями. В Карелии, желая узнать свою судьбу или судьбу близких, отправлялись в лес, взяв с собой предназначенный для лешего «относ» (обычно это был большой каравай с солью). Придя в лес, выкликали: «Эй, большой брат, выходи хлеба-соли покушать!»

После этих слов леший выходил и отвечал на вопросы. Узнав от лешего будущее, приносили вести в деревню: вернется ли родич с фронта или заработков. И этим предсказаниям верили…

Иногда лешему можно было и пригрозить. Такое магическое заклинание упоминается в сказке А. Н. Толстого «Мишка и леший», в которой косолапый ополчается против своего лесного хозяина, становясь на защиту пасеки, где его угощали медом:

«Вылез Мишка из угла, руки в боги и говорит:
— Ты меня только напугать можешь, а сделать ничего не сделаешь, а я вот тебе скажу: овечья морда, овечья шерсть.
Заплакал леший:
— Не губи меня, Миша, я все тебе сделаю».
Леших от этих слов «в иные леса ушел — не понравилось».

Лешие были разными по характеру и по внешности. Одни были добры к людям, с другими надо было не зевать и быть настороже. Если вам вздумалось погадать на Святки, то, прежде чем звать лешего, проведите вокруг себя черту, да так, чтобы в ней не было разрывов. А то будет так же, как с архангельским мужиком.

Он перед тем, как вызвать лешего, сел на бычью шкуру и очертил, как положено, вокруг этой шкуры круг. А вот длинный бычий хвост оставил без внимания, подумал, что и так сойдет. Сказал положенные слова: «Не ходи черт за черту!» Приготовился и ждет, когда тот пожалует.

Тут является высокий мужчина в сером кафтане. О том, что это леший, можно было сразу догадаться по тому, что одежда у него застегнута наоборот, не по-мужски, а по-женски. Увидел он неочерченный хвост и сказал: «А это у тебя что такое?»

Ухватил шкуру за этот хвост и потащил ее вместе с мужиком. А тот с перепугу сидит и слова вымолвить не может! Потом догадался перекреститься — леший сразу же и пропал. Поднялся тогда мужик со шкуры, огляделся — кругом мхи да болота: на шесть километров от дома утащил его леший!

А вот что пишет о леших Ю. П. Миролюбов:

«Главным был у них Дед Лесовик, у которого ноги и руки деревянные, как бы сухого дуба, а на ногах старая, мшистая кора, отпадающая кусками, которую Дед Лесовик, сев на пень, отдирает. А на голове у него птичье гнездо, а в волосах и бороде плющ зеленый и по щекам зеленый мох растет. Он нрава веселого, и если пугает своим смехом, то больше девок, а главное, если кто в лесу заблудится, достаточно сказать: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык!» — и он выведет на тропинку, ведущую домой.

У Деда Лесовика есть помощники: Кущник или Кустич, Деревянник, Листовик или Листич, Травяник или Травник, Корневик или Коренич, Стеблевик или Стеблич, Кветник или Кветич, Орешник или Орешич, Ягодник или Ягодич и Грибник или Грибнич. Есть у него и Русалы, и Лесницы — наяды, среди который Дубравица, Синявица или Синява, Русява, Зеленина и другие. Лесовик и его помощники блюдут порядок в лесу, следят за зеленью, цветами, корнями и плодами. Зла они никому не причиняют… Все эти Божества добрые и никакого зла в лесу не допускают. Даже волк, если забежит в такой лес за зайцем, то сейчас же наткнется на Лесовиков, которые начинают на него гукать, кричать, гнать его прочь, а за зайца они заступаются. Лисе и то, ежели не схитрит, трудно в лесу, потому-то ее чаще можно встретить у курятника в селе, нежели в угодьях Лешего.

Особенно же благи Лесовики к сборщикам ягода, орехов, грибов, потому что это растет для живого, чтобы живое все могло этим пользоваться. Если Лесовики и пугают порой, то из озорства. А звать на помощь в лесу надо Деда, крича: «Ау! Ау!»

А есть ли у вас истории о необычных походах в лес? Возможно, сталкивались с проявлениями самого Лешего? :) Давайте делиться в комментариях.

Источники: В. Калашников. Русская демонология