Идем колядовать

Коляда, коляда понеслась по городу,
И в коричневый наш эль, и в седую бороду.
А из клена-молодца сделали мы чаши,
И за братьев всех мы пьем,
И за здоровье ваше!

Теплый пряный пунш, которым мы все привыкли угощаться в Рождество, произошел от древнего английского напитка, готовившегося в коляду, — горячего эля с добавлением пряностей и яблок.

В английском языке слово коляда (wassail) происходит от саксонского wes hoel, что переводится как «будь целым», — и колядовать означало пить за чье-либо здоровье. Хотя пунш обычно подают на семейных праздниках, его можно также приготовить и на общественное мероприятие.

Во время зимнего солнцестояния люди носили огромный чан с пряным сидором от дома к дому, и каждый пил из него кроваво-красный напиток. 

Многие из песен, которые исполнялись во время коляды, дошли до нашего времени и хорошо известны нам всем как рождественские мотивы. И конечно, чаще всего пели о падубе, которым принято украшать дома во время зимних праздников.

Пусть корни будут прочны, а фрукты с кроны — сочны.
Дай хороший урожай! И только яблоки снимай!
Чтобы красивый плод дарить и людей всех накормить.

Веками Сомерсетшир, графство в Англии, считалось страной сидра. И до сих пор у многих жителей этого городка в распоряжении находятся большие яблоневые сады. Отдавать дань яблоням — это древняя традиция.

Это обычно делали накануне Рождества, на Новый год или в сочельник — в зависимости от местных обычаев.

Мужчины и юноши крестьянского хозяйства, иногда в сопровождении женщин, слуг и даже местного приходского священника, выходили в сады, неся с собой сидр, кувшины, кастрюли, котелки и ружья. Все, что было способно шуметь, да погромче!

С веками эта традиция была почти утеряна, но в связи с тем, что в последнее время к данному вопросу возрос интерес, ритуал все еще можно наблюдать и даже поучаствовать, если повезет.

В Кархэмптоне, Сомерсетшире, традиция сочельника не нарушается до сих пор. Жители этих городов подогревают сидр, идут к избранному в эту ночь дереву и пьют за его здоровье. Выбирают самое старое или самое большое дерево; ведь во время праздника это дерево будет символизировать весь фруктовый сад.

Сидр льют прямо к корням яблони, и ведущий церемонии должен три раза поклониться дереву. Кусочки хлеба, обмоченные в сидре, кладутся на ветви. А потом все вместе поют песню, подобную следующей:

Старая, старая яблоня, на тебя мы колядуем
И надеемся на богатый урожай.
Ведь только Бог знает, что будет в следующем году нам,
С твоими яблоками же будет тут рай.
Поэтому расти здоровее, расти лучше,
Чтобы счастливы мы были.
Так снимем шляпы и поднимем ружья
И пошумим ради твоей силы!
Старая, старая яблоня, на тебя мы колядуем
И надеемся на урожай богатый.
Чтоб полные шапки, полные мешки несли мы
И даже под лестницу яблоки запрятали!

Шуметь после этой песни обязаны все. Люди стреляют из дробовиков, чтобы разбудить спящих древесных духов и отпугнуть злые силы и неудачу. Считается, что если правильно провести эту церемонию, то в следующем году будет богатый урожай яблок.

Джоан Асала «Кельтская народная кухня»